Назад
ВДНХ  — сказка, ставшая былью
12 марта 2019
6488

ВДНХ — сказка, ставшая былью

В августе этого года исполняется 80 лет главной выставке России — ВДНХ. Ее история — значимая глава в летописи огромной страны. Что примечательно: в ней драматичные страницы причудливым образом соседствуют с оптимистичными, чем-то похожими на сказку.

Чудо — в жизнь

Всегда любопытно узнать, что послужило отправной точкой в том или ином деле, когда же речь идет о грандиозных проектах — интересно вдвойне. В случае с ВДНХ началом можно считать XVI съезд ВКП(б), проходивший в 1927 году. Одно из его решений — коллективизация сельского хозяйства. А спустя семь лет у руководства партии возникла мысль открыть в столице в 1937-ом, в год 20-летия Советской власти, большую выставку, отражавшую положительные стороны этого непростого процесса.

Заявление об этом было сделано на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников, проходившем в Москве зимой 1935 года, прозвучало оно в выступлении народного комиссара земледелия СССР Михаила Чернова. Предложение комиссара поддержали все участники съезда. Было принято постановление Совнаркома СССР и Центрального комитета ВКП(б), согласно которому 1 августа 1937 года в столице должна была открыться Всесоюзная сельскохозяйственная выставка.

Создать в многомиллионном городе своего рода заповедник, воспевающий сельскохозяйственные достижения огромной страны, — в самом этом решении было нечто фантастическое, колоссальный вызов. Однако Наркомат земледелия и Моссовет сразу же стали решать вопрос территории. Рассматривалось несколько вариантов, в итоге предпочтение было отдано площади, окружающей Учебный городок Тимирязевской сельскохозяйственной академии (Тимирязевка тогда входила в структуру Наркомата, имела статус ведущего центра сельскохозяйственной науки и сама могла стать готовым экспонатом выставки). Однако позже специалисты 4-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета предложили разместить выставку к востоку от парка усадьбы Останкино. У новой площадки было несколько преимуществ перед первой: близость Ярославского шоссе, включение угодий села Алексеевского (с начала XX века уже входившего в черту города) и части Останкинского лесопарка, относительно ровный рельеф и, наконец, малозаселенность (последнее делало ее удобной для строительства).

К сентябрю того же года определили авторов основных павильонов, архитекторов Владимира Щуко, Владимира Гельфрейха, Вячеслава Олтаржевского (он был назначен главным архитектором выставки), Алексея Тация, Стефана Полупанова, Иcидора Француза и других.

Необходимо заметить, что строения замышлялись как временные: выставку планировалось через недолгий срок — три с половиной месяца — демонтировать. И это никого не удивляло, ведь волшебство не может длиться вечно.

Павильоны Закавказья, механизации… свеклы

Строительство на выбранном участке началось во второй половине 1935 года. К июлю 1937 года появились павильоны Белоруссии, Украины, общий павильон Закавказских республик, Татарии, Туркмении, механизации (все они были из типовых деревянных деталей). Стоял и главный павильон. И практически отрывок из сказки Джанни Родари о Чиполлино: кипела работа над павильонами свеклы, овощей.

Однако построить выставку к сроку не удалось из-за нехватки стройматериалов, кадров, слабой организации большого трудоемкого процесса. Особой проблемой стало то, что занимавшиеся выставкой московские архитекторы не имели образцов для павильонов, которые должны быть выполнены с учетом национального колорита, например, киргизского или молдавского.

Была оглашена новая дата открытия — 1 августа 1938 года. Заодно было решено увеличить срок службы павильонов до пяти лет.

По политическим мотивам менялись наркомы земледелия, главные архитекторы (Олтаржевского сменил Сергей Чернышев, а того — Анатолий Жуков). Работы при этом продолжались, хотя более медленными, чем планировалось, темпами. Объем их был таков, что сдать выставку к августу 1938-го тоже оказалось невозможным, и открытие было отсрочено еще на год. Генеральный план выставки, разработанный еще Олтаржевским, в целом не менялся, однако некоторые объекты сносились и строились заново — дабы придать экспозициям «яркости и праздничности».

Менее чем за месяц до торжественной церемонии из Парижа, прямо из интерьера выставки «Экспо-37», была перевезена скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Наша гордая пара во французской столице пользовалась большим успехом, однако Родина требовала возвращения. Композицию смонтировали на подъездной аллее к главному входу; из-за нехватки времени постамент для статуи сделали невысокий — всего десять метров (в отличие от 34 метров в Париже), что очень огорчило Мухину.

И вот, наконец, 1 августа 1939 года Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (сокращенно — ВСХВ) была торжественно открыта. Красивые павильоны, загоны с откормленными животными, богатство прилавков с фруктами и овощами, цветы…

На церемонии присутствовало 10 тысяч человек, включая видных деятелей партии и правительства Советского Союза. Председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов в приветственной речи сказал, что выставка подводит итог десятилетию, в начале которого крестьянские массы окончательно повернули от мелкого единоличного хозяйства к крупному колхозному хозяйству.

Известный датский писатель Андерсен-Нексё, присутствовавший в качестве гостя, был, разумеется, менее официален, он с восхищением сравнил выставку с городом из «Тысячи и одной ночи».

— Получилась картина, которая, несмотря на то что охватывает только народы Советского Союза, дает более глубокое представление о человечестве, чем те всемирные выставки, которые я до сих пор видел! – сказал он под бурные аплодисменты.

В завершении торжественной части прозвучала песня «Славься, Родина обильная», написанная композитором Исааком Дунаевским специально к открытию ВСХВ.

В культурном клубе — разведшкола

В первые три месяца работы выставки ее посетило свыше 3,5 миллионов человек (по другим данным из открытых источников — более 5 миллионов). Для сравнения: по данным переписи 1939 года, население Москвы составляло тогда свыше четырех миллионов человек. Вскоре ВСХВ стала привычным местом отдыха и развлечений москвичей и туристов. Да, многие ее посетители не заходили в павильоны и не читали пропагандистских лозунгов и плакатных текстов. Но задача выставки — создание у посетителей общего позитивного отношения к идее социалистического сельского хозяйства — была решена, поскольку людям было приятно просто приходить в красивое и не совсем обычное для города пространство.


Надо сказать, совершенствование ВСХВ продолжалось и после открытия. К 1940 году были реконструированы павильоны Казахской ССР, Центральных областей РСФСР, частично переделаны павильоны «Хлопок» и «Шелководство». Появились экспозиции новых союзных республик: Карело-Финской ССР, а также Эстонской, Латвийской и Литовской ССР.

В 1941 году, вскоре после начала Великой Отечественной войны, выставку закрыли. Почти все ее сотрудники, не считая нескольких человек, задействованных в охране оставленных экспонатов, ушли на фронт защищать Родину. Там, где располагались мастерские, разместились цеха военно-ремонтного завода №20, производившего для нужд фронта мотоциклы. В павильоне №442, который планировали отдать под культурный клуб, была открыта школа разведки и контрразведки. К слову, сегодня в этом здании, построенном в 1939 году, расположен Дворец бракосочетаний.

Тема «ВДНХ и кино» будет подробно освещена в одном из будущих номеров, но сейчас нельзя не упомянуть о том, что самым светлым событием на территории выставки в военные годы стали съемки музыкальной комедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Главные сцены фильма, завоевавшего сердца миллионов советских зрителей, сняты в 1941 году на площади Колхозов (сегодня — Дружбы Народов), в павильоне «Свиноводство», в теплице павильона «Грузинская ССР». Эта картина с почти сказочным сюжетом, помогла людям пережить тяжелое военное время.


После окончания Великой Отечественной специальная комиссия обследовала здания ВСХВ. Осмотр показал, что часть построек — на грани разрушения. Да и в целом выставочный комплекс находился в состоянии полного запустения. В конце 40-х Совет Министров СССР постановил: возобновить работу выставки с 1950 года. Этот проект, ставший легендой не то что с первого дня существования — с момента проектирования, должен был жить.

Павильон «Мороженое» — сам как лакомство

Открытие обновленной выставки состоялось в августе 1954 года. Перед взорами москвичей и гостей столицы предстал масштабно перестроенный комплекс. Он впечатлял размахом. Еще бы, ведь реконструкцией руководили академик архитектуры, профессор, главный архитектор ВСХВ Александр Жуков и скульптор, создатель «Воина освободителя» в Берлине и Родины-матери в Сталинграде (нынешнем Волгограде) Евгений Вучетич. Планировку выставки сделали сам Жуков и Рудольф Кликс при участии других талантливых архитекторов и инженеров.

Площадь выставки увеличилась до 207 гектаров. Большинство павильонов было построено заново, и они стали более монументальными, чем прежние, при этом еще более напоминали сказочные дворцы и храмы. Это были яркие образцы послевоенного сталинского ампира. Возведенные в начале 50-х павильоны Центральных промышленных областей и «Мороженое» впечатляли и отсылали, опять же, к сюжетам волшебных историй. Можно представить, как последний привлекал детей, да и взрослых любителей сладкого.

Как отмечают специалисты, в художественном оформлении выставки большую роль сыграла московская школа, представленная прежде всего художником Василием Яковлевым.

В 1956 году выставка обрела имя, знакомое сегодня большинству россиян — Выставка достижений народного хозяйства СССР.

Около десяти лет — с 1959 по 1967 год — ВДНХ активно перестраивалась из-за начатой борьбы с «излишествами в строительстве». Сам глава государства, генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев требовал удешевления строительства и стандартизации.

Почти со всех бывших республиканских павильонов были убраны венчавшие их гербы. Подверглись перестройке бывшие павильоны «Казахская ССР», «Армянская ССР», «Азербайджанская ССР» (ему в 2010-е годы возвращен первоначальный вид).

Ансамбль центральной аллеи снесли, а на его месте в марте 1967 года открыли «Доску почета СССР». Демонтажная техника прошлась и по республиканским и краевым павильонам — «Таджикской ССР», «Туркменской ССР», «Татарской АССР», «Башкирской АССР», «Киргизская ССР» и «Центральные области». Сносы затронули и Площадь промышленности, где позже на месте уничтоженных строений выросли два новых стеклянных павильона — №20 и №57.


Появлялось все больше зданий в духе модернизма. Весомым дополнением к ним стал павильон СССР (№70), привезенный с проходившей в Монреале выставки «Экспо-67» 1967 года и смонтированный на ВДНХ. Он был построен по проекту архитектора Михаила Посохина, однако прототипом для него стал проект известного архитектора Константина Мельникова для Всемирной выставки в Нью-Йорке 1964–1965 годов (Советский Союз в итоге не принял в ней участия).

Мельников нелицеприятно отозвался о проекте Посохина, особо подчеркнув, что тот изуродовал его идею, «построив в Монреале павильон СССР киоском кондитерских изделий». Тем не менее, павильон был благожелательно воспринят и в США, и в СССР, на главной выставке страны.

Выставка-орденоносец

Пик популярности ВДНХ пришелся на 70-80-е годы. К началу 70-х выставка стала для москвичей и туристов одним из любимых мест прогулок, проведения досуга. Дополнительным плюсом было соседство Главного ботанического сада имени Н.В. Цицина, а также включение в 1976 году в состав комплекса Центрального парка культуры и отдыха имени Ф.Э. Дзержинского (ныне — Останкинский парк), обустроенного в 1932 году на месте бывшего дворцово-паркового ансамбля Шереметевых. В целом это была площадка для отдыха — огромная, способная поразить даже искушенных зарубежных гостей.

В 1971 году произошло значимое в истории выставки событие: вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении ВДНХ орденом Красного Знамени. Высокая награда вручалась «за активную пропаганду новейших достижений науки, техники и передового опыта, способствовавших успешному выполнению заданий пятилетнего плана по развитию промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи». Указ был подписал Председателем Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорным. Отныне на всех официальных документах значилось «Ордена Трудового Красного Знамени Выставка достижений народного хозяйства СССР».


Экспозиции выставки с каждым годом становились все более интересными и информативными. Разумеется, в них сохранялась идеологическая составляющая, но даже при этом они привлекали внимание красочностью, оригинальностью, новаторскими находками.

Особой любовью горожан пользовались зарубежные выставки, которые традиционно собирали толпы посетителей. Да, в основном на них стояли стенды социалистических стран — Германии, Польши, Болгарии, но и они способны были вызвать ажиотаж, и тут уже затрагивается тема материальной культуры, вопрос потребления. Дело в том, что на каждой из таких выставок посетители получали дефицитные в ту пору полиэтиленовые пакеты с символикой страны или выставки, а также значки, рекламные этикетки, шариковые авторучки. В такие дни на ВДНХ можно было наблюдать длинные очереди уже от главного входа.

Начало 80-х практически ничем не отличалось от лет предыдущего десятилетия, а середина их ознаменовалась в СССР перестройкой, гласностью, явственно высветившей разницу между экспозициями в павильонах и жизнью. Да, пока еще были живы производства, выпускались товары народного потребления, легковые автомобили, сельскохозяйственная техника и многое другое. Но экономика страны медленно и неумолимо проседала. В 1986 году началась реконструкция ВДНХ по проекту МНИИП «Моспроект-4», однако она по финансовым причинам практически не была реализована. Спустя два года выставку перевели на хозрасчет, а затем и вовсе лишили государственного финансирования. Ей предстояло выживать самостоятельно, искать новые источники финансовой поддержки. Для сказочного уголка наступали тяжелые времена.

Эпоха «всероссийской шашлычной» и возрождение

Начало 90-годов прошлого века — один из самых сложных и болезненных периодов для России. Распад СССР, образование Российской Федерации и Содружества Независимых Государств — эти процессы сопровождались внутриполитическими конфликтами и кризисами, безработицей и всплеском криминала. Даже сегодня воспоминания об этом для многих россиян нелегки. Вся страна превратилась в грандиозный рынок, а что же выставка? Как гипертрофированное отражение эпохи она не могла не трансформироваться в «толкучку». Павильоны и другие полезные площади были сданы в аренду. Некоторые арендаторы, оформив договор, тут же освобождали здания от экспозиций и превращали их в магазинчики и даже склады. Таким образом пострадали «Центральный», «Культура» (бывший «Узбекская ССР») и другие павильоны. Ресторан «Золотой колос» стал складским помещением.

В июне 1992 года указом, подписанным президентом РФ Борисом Ельциным, Выставка достижений народного хозяйства сменила название — стала Всероссийским выставочным центром. Увы, это не способствовало улучшению ее положения. К 1994 году в павильонах перестали работать практически все экспозиции. От прежних радостей остался парк аттракционов, где москвичи могли худо-бедно провести свой досуг. Остальные места заняли прилавки торговцев и шашлычные. Несколько раз на выставке вспыхивали крупные пожары. Огонь уничтожил павильон «Охота и звероводство», являвшийся памятником архитектуры, а также «Ветеринария» с уникальными росписями выдающегося русского художника Владимира Фаворского…

Возвращать свою изначальную, выставочную сущность комплекс постепенно начал в первом десятилетии двухтысячных. Еще не изжиты были торговые ряды, но относительный порядок стал наводиться. Возникало что-то новое: в юбилейном 2009 году, когда выставка праздновала 70-летие, появился мультимедийный павильон №75 («МосЭкспо»), отвечающий современным требованиям выставочного комплекса международного уровня. В нем проводились масштабные мероприятия, на которых демонстрировались новейшие технологии в разных сферах. Наряду с этим развивалось международное сотрудничество: стали проявлять интерес страны-республики бывшего СССР.

Однако подлинный ренессанс начался пять лет назад, когда уникальная площадка указом президента России Владимира Путина была передана в ведение Правительства Москвы. Мэр столицы Сергей Собянин встал во главе проекта по восстановлению выставки; по его инициативе на портале «Активный гражданин» было объявлено голосование за возвращение ей названия ВДНХ. 90% участников поддержали градоначальника.


Сейчас ВДНХ снова становится местом силы для миллионов россиян. Это уже, скорее, не выставка достижений в прежнем понимании, а городок в мегаполисе, и в городке этом можно получить новые знания, развлечься, погулять. Зимой и летом тут много детей — это один из главных показателей комфортности пространства.

Здесь проходят крупнейшие выставки, форумы, открываются новые музеи, действуют игровые и спортивные площадки. Нынешней весной забьют обновленные фонтаны — «Дружба народов», «Золотой колос». Сказка на ВДНХ возрождается. Но это уже сказка нового времени, становящаяся былью.

Копировать ссылку
Автор материала: Жаннат Идрисова